Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 10:24

Звёздочки

Категории раздела
Мини-чат
Разделы
Наш опрос
Как вам сайт?
Всего ответов: 33
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Знакомьте детей с весной

Побеседуйте с детьми о ВЕСНЕ.

Что же такое ВЕСНА?

ВЕСНА — это время года, которое наступает после ЗИМЫ.

* дети очень полюбили Зиму и им жалко с ней расставаться.  Они жалеют, что тает снег, что прошел Новый год, до сих пор вспоминают Деда Мороза, ёлку и прочее. И первостепенной нашей задачей нужно убедить детей в том, что в любом времени года есть своя прелесть. Ну, а так как сейчас наступила Весна, попытаемся подвести итоги по Зиме, описать, что сейчас они видят и немножко заглянуть в недалекое будущее — что же будет, когда солнышко еще немножко пригреет. 

 

ЗИМА:

Зимой все спит под снегом. Травка спит. Деревья спят. Птички улетают, где тепло. Многие животные ложатся спать. Дни зимой короткие. Холодно и т.д.

 

ЧТО СЕЙЧАС НА УЛИЦЕ:

Солнышко светит ярче. Становится теплее. Туч стало меньше, облака из серых становятся все больше белыми, видно голубое небо. Тает снег. Образуются лужи, ручейки. А по лужам так интересно топать.

 

* Оденьте малышу резиновые сапоги и дайте насладиться «самообразованием».  Обычно дети не пропускают ни одну лужу — измеряют глубину, ширину, чистоту, разглядывают кусочки льдинок, измеряют плотность льдинок «тонкие — толстые», «хрупкие — крепкие» - палочкой и ножкой пытался их раздавить, черпают водичку лопаткой.

Здесь можно прочитать детям такое стихотворение:

 

Весна идёт (А. Барто)

Утром было солнечно

И совсем тепло.

Озеро широкое

По двору текло.

В полдень подморозило,

Вновь зима пришла,

Затянулось озеро

Корочкой стекла.

Расколол я тонкое

Звонкое стекло,

Озеро широкое

Снова потекло.

Говорят прохожие:

— Вот весна идёт! -

А это я работаю,

Разбиваю лёд.

 

* Еще можно наблюдать за появившимися ручьями — бросать веточки, кусочек бумажки, ватку, полиэтилен и т.д. (потом вылавливать). Кораблики пока не пускаем — ручейки ещё тоненькие.

* Найдите сосульки  и расскажите об образовании сосулек. Рассмотрите на примере (еще раз расскажите как они образуются, что ночью замерзают — днем на солнышке тают, посмотрите  как капает с них водичка —потрогайте их ручкой - «мокрые, холодные», рассмотрите как искрятся в них лучики солнца - «прозрачные, искорки разноцветные»).

 

Как образуется сосулька?

Представим себе солнечный день, легкий мороз (температура воздуха всего на несколько градусов ниже нуля). Солнечные лучи падают почти отвесно на покрытый снегом скат крыши и неплохо прогревают его, под снегом образуется талая вода, она стекает по скату крыши и достигает ее края. Там и начинают расти сосульки.

Для простоты будем считать, что сосулька растет скачками, хотя на самом деле процесс непрерывен. Вот с края крыши начинает стекать крупная водяная капля. Она не может сразу оторваться и полететь вниз - мешает поверхностное натяжение воды. Капля как бы находится внутри поверхностной пленки, которая постепенно вытягивается и, уступая тяжести капли, все более провисает. А пока это происходит, капля замерзает, теперь с края крыши свешивается надежно примерзший к нему кусочек льда, имеющий характерную форму. Следующая капля быстро стекает по уже замерзшей капле к самой нижней ее точке и, провиснув, замирает. Вот-вот сила тяжести одолеет силу поверхностного натяжения, и капля полетит вниз. Но этого не происходит - новая капля, как и предыдущая, замерзает, так и не оторвавшись от крыши. Такова же судьба и последующих капель. Все они последовательно намерзают одна на другую. В результате чего и образуется сосулька.

 

* вспомните, что зимой небо было затянуто облаками и тучами, а сейчас сквозь кучевые облака проглядывает голубое небо и яркое солнышко - оно уже стало теплей;

Обратите внимание на самолетики и как они чертят «дорожки» и даже вертолет  вспомните, что их не было видно за тучами, а был слышен только звук.

* рассматривайте  маленькие «полянки» земли, где снег уже растаял — вы увидите прошлогоднюю травку, листья — кое-где уже пробивается молодая зеленая травка.

 

ЧТО СКОРО БУДЕТ:

Расскажите, что Весной все просыпается и зарождается: зеленая травка и цветы, маленькие листочки на деревьях, у животных появляются детеныши, прилетают птички — строят гнездышки и у них появляются птенчики, появляются насекомые и т.д.

 

 

 В этот период детям можно почитать стихи.

Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…»

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

 

* После этого в прозе можно  рассказать тоже самое, но уже в виде сказки, делая акценты на образы и за одно показывая на «живых примерах» (окно, двор, птички, небо, снег и т.д.). Попросите, чтобы ребенок изобразил — как злится Зима, как Весна стучится в окно, как Весна прогоняет Зиму, как птички поют, как Зима ворчит, как Весна смеется и шумит, как Зима бросала снежки в Весну, как Весна умылась и улыбнулась.

 

 

МАРТ

Отшумели все метели

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят,

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна.

(В. Алферов.)

 

Весенние воды (Ф.И. Тютчев)

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

"Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!"

Весна идёт! Весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпиться весело за ней.

 

*** (А.С. Пушкин)

Гонимы вешними лучами,

С окресных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречают утро года;

Синея блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

 

*** (А. Блок)

Ветер принес издалёка

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалёка

Звучные песни твои.

 

 

 

Цвет весны (В. Косовицкий)

На дворе стоит весна!

После зимней лютой стужи

Просыпается от сна

Вся природа. Даже лужи

Не покроет лед за ночь,

Гонит солнце зиму прочь!

Набухают соком почки,

И зеленые листочки

Скоро в струях ветерка

Заиграют! А пока

Цвета солнца у реки

Появились огоньки!

Все! Закончились морозы!

Распускаются мимозы!

 

Весна придет (В. Лунин)

Еще зима. Еще искрится

Снег на деревьях в вышине.

Но с каждым днем все громче птицы

Звенят, щебечут о весне.

Еще порой мороз ярится,

Еще стоит на реках лед,

Но птицы знают, знают птицы

— Весна придет, Весна придет!

 

 

Капель

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как птичья трель.

Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши над крыльцом.

Капель журчит, звенит, поет,

Она ломает снег и лед.

Большой сугроб ей нипочем,

Она бежит живым ручьем.

Я ручейку расчищу путь,

Чтобы он мог на мир взглянуть.

 

Еще на улице из остатков снега можно слепить зайку и мишку:

* Если уже нет снега — слепите зайку и мишку из пластилина

 

Возле дома деревце

Все белым-бело.

Снег сегодня лепится —

Оттепель, тепло...

Быстро я слепила

Снежного зайчишку,

А Марина с Милой

Вместе лепят мишку.

Повторите цвета и оттенки:

* Подумайте из чего Вы можете создать и показать малышу «весеннюю» палитру — цветная бумага, цветные «высохшие» фломастеры, карточки цветов, можно на улице на «живом» примере.

«МАРТ» Н. Сладков

Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени – как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Голубые перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте – синяя полоска далёкого леса. Весь мир голубой!

В марте горят снега: всё усыпано солнечной сверкающей пылью. Снежное сияние обжигает лицо. На мартовском солнце даже деревья загорают. Тонкие ветви берез становятся бронзовыми, а заросли ольхи – лиловыми. Днём на солнце капель, ночью – звонкий мороз…

Рассмотрите картину И.И.Левитана «Март»

Читать «весенние» стихи, можно  не просто читать, а:

 

1. Нарисовать «условные» небольшие картинки — окно, сосулька, кошка, свеча, лицо со слезами и разрезать их на несколько частей — в первом случае смешать картинки (окно, сосулька, кошка) между собой, во втором смешать картинки (сосулька, свеча, лицо со слезами) и прочитать первое стихотворение — дать возможность  ребенку найти все кусочки и собрать их, второй раз прочитать «первое» стихотворение и предложить ребенку показать картинки в нужном порядке, то же проделали со вторым стихотворением.

 

***

Весна стучит в мое окошко,

Сосулька сверху слезы льет,

Вот между луж крадется кошка,

Брезгливо лапками трясет...

 

***

И лишь сосулька, слез не пряча,

По всем весною горько плачет

И тает, тает, как свеча,

Слезами в душу мне стуча...

 

2. Возьмите картинки-карточки (недостающие — нарисуйте), разложите перед  ребенком в «произвольном» порядке с выражением читайте стихи —ребенок будет находить нужные картинки и раскладывать их в правильном порядке

МАРТ

Замер лес в прозрачной дымке,

На деревьях тают льдинки.

С веток падает капель,

И слышна синицы трель.

 

Ледоход (В. Косовицкий)

Холодом зима подула,

Заковал мороз в ледок

Нашу речку, та уснула,

Мы там сделали каток.

А теперь весна настала,

Небо греет солнца круг,

Речка снизу постучала -

Вся деревня слышит стук.

Разойдитесь, попросила,

Набралась за зиму сил,

Лёд в минуту сокрушила,

И каток от нас уплыл.

3. Читая это стихотворение — положите перед  ребенком несколько небольших листков белой бумаги и нарисуйте на одном — солнце, на другом — сугробы и льдинки, на третьем — домик, на четвертом — стрелки — травинки на лугу, на пятом — ручеек, на шестом — веточку с почками, на седьмом — облака и небо, на восьмом — листочки зеленые. Потом посчитайте, сколько получилось картинок. Затем снова прочитайте стихотворение, а ребенка попросите показывать вам, про что вы читаете. Напоследок попытайтесь рассказать стихотворение по картинкам.

 

ВЕСНА

Солнце греет и взрослых, и маленьких,

Солнце топит сугробы и льдинки,

На лугу, у домов на проталинках

Пробиваются стрелки-травинки.

И звенят ручейки голосистые,

Набухают душистые почки,

Облака в небе чистые, быстрые

Ждут рождения клейких листочков.

(Ирина Асеева)

Категория: Мои статьи | Добавил: Звёздочки (08.03.2010)
Просмотров: 5969 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Оксана  
0
Обязательно поиграю с доченькой.
Спасибо вам за интересные идеи. ;))))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz